История Rainbow
1978-1980
В конце ноября на место Дэйзли тестировали Клифа Шамана, продержали несколько дней и… отослали обратно. Затем пробовался Джек Грин, но и он не подошел. Однако, выпустив в 1980 альбом Humanesque, он наклеил на обложку альбома стикер “Ex-Rainbow Member”. На одном из треков у него играет Ричи Блэкмор. Собственно говоря, I Call – No Answer с его участием и есть лучшая песня на всем альбоме.
Все еще без басиста, Rainbow начали искать и нового клавишника. Кози позвонил своему бывшему коллеге по Hammer Дону Эйри, которому однажды уже предлагал составить ему компанию, но на этот раз Дон не отказался, а взял неделю на размышления, по истечению которой все-таки согласился.
“Когда он пришел к нам, я еще около года мучался сомнениями, подходит он нам или нет. Сначала я подумал: он слишком живой и пестрый для нас. Но я был не прав. На самом деле он, как и я, любит классическую музыку, и на почве этого мы с ним поладили,” - говорил Человек в черном уже после ухода Дона.
Итак, Дон Эйри вошел в пятый состав Rainbow, у которого пока что не было вокалиста. Сразу же после Рождества 1978 Ричи, оставив свою группу в злополучном замке на попечении старого кореша Баала, поехал в гости к своему закадычному врагу Иану Гиллану и пытался сманить его в Rainbow. Можно понять его состояние – раз уж он поехал за Гилланом, то все было действительно плохо. Слово Иэну: “Было уже очень поздно, я подошел к двери и уставился в темноту. Падал снег. Там, на расстоянии двух-трех шагов, стоял этот гитарист в своей дурацкой шляпе а-ля пилигрим.
– Чего тебе надо? – спросил я.
– Я ищу вокалиста, – ответил он.
– Ну ладно, заходи.
– Ты не возражаешь, если со мной зайдет моя девушка?
– А где она?
Он сказал, что она стоит в конце переулка, а когда я спросил почему она не с ним, Ричи ответил – она боялась что я буду с ним драться. Они вошли и Ричи начал откупоривать бутылку водки, что меня сильно удивило, ибо я знал – он любит виски и пиво. Через пару часов он спросил:
– Ты не хочешь присоединиться к Rainbow?
– Нет, – ответил я, собираясь спросить его, не хочет ли он присоединиться к моей группе. В то время я искал подходящую кандидатуру на вакантное место гитариста”.
Но 27 декабря Ричи все-таки сыграл джэм-сэйшн с Ian Gillan Band в клубе Marquee. После 4-х дней пустопорожних разговоров Ричи вернулся в Le Chateaux с пустыми руками, то есть без вокалиста.
Столь же безрезультатны были и поиски басиста. В конце концов, добрый Роджер пригласил… себя, и после нескольких сессий был принят.
“Мы и не думали, что Роджер станет еще и нашим басистом, но, в конце концов, это оказалось наиболее приемлемым решением. Думаю, он неплохо справляется, особенно с учетом того, что я потерял всякую надежду найти кого-то еще”, – комментирует Блэкмор.
Поиск вокалиста уже перерос в глобальную проблему. Более 60 прослушиваний различных знаменитостей не дали ничего. В какой-то момент фронтменом Rainbow чуть не стал некий Робби, но вскоре он был отправлен обратно в неизвестность. Ричи позвонил бывшему участнику трио Trapeze Питу Голби и прослушал его прямо по телефону, после чего не отходя от кассы предложил работу. Но Пит не был уверен, что ему хочется всех этих приключений в составе Rainbow, тем более что он был наслышан о “трудном характере” будущего босса, поэтому он отказался, однако Брюс Пэйн каким-то только ему известным способом затащил-таки Пита в Rainbow.
После нескольких репетиций выяснилось, что зря. Ричи и Брюс решили, что Пит не тот, кто им нужен.
О том, как подходящий певец все-таки нашелся, рассказывает Ричи.
“Никогда не думал, что вокруг так много непевцов. Были неплохие парни, но никто меня не впечатлил, пока не подвернулся Грэм. Мы всех перепробовали, кто хоть маленько походил на искомое. Как-то я спросил у Роджера, что случилось с тем отличным вокалистом из Marbles. Роджер сказал, что он вернулся в Австралию. Когда я его в первый раз увидел, с его короткими волосами, то подумал: “Боже, уж не панк ли он?” Не скажу, что я против панков, но они мне не нравятся”. Интересно, что история с волосами Боннета имела продолжение: “А проблемы с его прической! Перед началом турне мы говорим ему – ты ж не кабаретный певец, чтобы коротко стричься, да и нашим поклонникам нравятся длинные прически. Оброс Грэм малость, и я решил приставить к нему охранника, чтобы он не сбежал в парикмахерскую. Как и следовало ожидать, однажды перед концертом он выпрыгнул в окно гримерки и успел-таки постричься! Уж как я зол был на него – кажется, взял бы гитару и ему по голове!”
Продолжает сам “панк”: “Я был в Англии. Мне позвонил парень, представился Кози Пауэллом и попросил приехать в замок во Франции. Я и представления не имел, что такое Rainbow. Мне дали спеть две песни: Mistreated и Eyes Of The World. Это было немного сверхъестественно. У них были разные версии песен из Down To Earth. Наконец, Роджер выбрал из них лучшие. Когда я приехал, тексты были уже готовы. Кстати, моя партия была записана не во Франции, а в Лос-Анджелесе, где я живу”.
Очень мило, но стоит упомянуть, что Грэм едва ли спал и видел, как стать новым вокалистом Rainbow, поэтому его пришлось слегка уговаривать. Точнее, Боннету предложили 10 000 фунтов стерлингов. Так, всеми забытый Грэм Боннет, приходящийся, кстати, кузеном братьям Гиббам из Bee Gees, стал новым певцом Rainbow. Любопытно, что Ричи раскопал довольно забавный творческий кадр. Вот что он говорит: “Начали записывать альбом, и тут-то он и говорит: “Я не могу петь в этом каменном сарае, мне нужна нормальная студия. Удивительно – человек не хочет петь в замке, ему нужна грязная заплеванная студия!”
С приходом Грэма Rainbow сказала гуд-бай чертям и демонам, которых унес с собой Ронни Дио. И обратилась к более земным вещам: рок-н-роллу, любви и пьянкам. “Вот поэтому-то я и назвал альбом “Вниз на Землю,” – соглашается Роджер Гловер.
Вместе с Гловером Ричи написал семь (в том числе один с Кози) треков из восьми. Восьмой не отличался особой оригинальностью, уже не раз был спет и записан. Что же это? Since You’ve Been Gone Расса Балларда, хороший поп-сингл.
Забавно, что Блэкмор утверждал: “Баал, вавилонский дух возрастом 5000 лет, все время отключал ему усилитель на гитаре. Нашел на кого сваливать…”
Итак, мы смело присуждаем Роджеру приз за лучшую продюсерскую работу – альбом Down To Earth, вышедший в апреле 1979. Посмотрим, что было на нем. Пожалуй, весь набор Rainbow ингредиентов есть только в Eyes Of The World, да еще Lost In Hollywood. Все песни, кроме No Time To Lose, звучат подозрительно похоже на Deep Purple, да и стоит ли этому удивляться? К тому же нет песни на замену Catch The Rainbow. Makin' Love смогла бы ее заменить, если бы не грубоватый припев. Откровенно слабая и коммерческая Danger Zone, и уж совсем ни в какие рамки не лезущая Since You’ve Been Gone. Ричи сказал, что он играл ее только потому, что у нее хорошая мелодия, и ему все равно, попсовая она или нет. Похвалы заслуживает Дон Эйри, он исполнил неплохие соло в Eyes Of The World и Lost In Hollywood.
Неплохой такой альбом, но ничего особенного. Впрочем, позвольте представить вам человека, которому альбом совершенно не понравился. Догадываетесь, кто это? Встречаем Ронни Джеймса Дио: “Я слушал Down To Earth. С прибытием Роджера Rainbow стала звучать как обычная рок-группа. Вся магия испарилась”.
Rainbow все еще жива. Фанаты были немного разочарованы альбомом, но надеялись, что самое интересное Ричи приберег для живых выступлений. Так это или нет, каждый решил для себя сам, но чаще всего попадаются положительные отзывы. Замену Дио восприняли довольно безболезненно.
В сентябре-октябре 1979 Rainbow играли на разогреве у Blue Oyster Cult. Европейское турне, запланированное на ноябрь, было отменено в последнюю минуту, и группа осталась в Штатах хэдлайнерами до самого декабря.
Since You’ve Been Gone поднялась в чартах до 6 места.
Rainbow добралась до Европы в самом начале 1980, первый концерт состоялся 17 января в Готенбурге, а в выходные, 19 января Ричи записал B-Side для нового сингла – Weiss Heim, инструментальную композицию, названную в честь собственного дома в Лонг-Айленде.
После многочисленных шоу в Германии Rainbow поехала в Бельгию и Голландию. О том, как она там выступала, я доверю рассказать одному из журналистов, который как раз гонялся за группой в надежде взять интервью.
“1 февраля 1980 года. Брюссель. Forest National.
Роуди все еще возятся на сцене, так поглощены установкой оборудования, что ничего не замечают. А первым, что заметил я, было отсутствие радуги. Я слышал об этом раньше, но не верил.
Выступление Rainbow предваряли Catchese из Манчестера, причем смотрелись они неплохо, даром что здорово тряслись. Мы все ждем Rainbow. Наконец, из динамиков слышится “Pump and circumstance march”, затем “Land of hope and glory”. Толпа начинает беситься. Вот и Джуди.
Синтезаторы начинают играть заставку к Eyes Of The World. Прожекторы гаснут, взрыв, море дыма, из которого выплывают Дон, Роджер, где-то за установкой виднеется Кози. Вот и Грэм, и, наконец, Ричи, конечно, в черном. Rainbow 1980 началась!
Я среди фотографов, прямо напротив Ричи. Он играет очень расслабленно, делает пару ошибок. Грэм удивляет меня с самого начала.
Декорации выглядят потрясающе, как будто ты на космическом корабле Rainbow. В последний раз я видел Роджера еще в 1973 на гастролях темно-пурпурных, он немного изменился, всего лишь стал на 7 лет старше. Грэм выглядит как вновь рожденный Джеймс Дин, он вежлив и обходителен с публикой, как джентльмен, и, увы, уже не так молод.
Вторая песня Love's No Friend. Ричи снова сачкует.
На радость публике группа играет Since You’ve Been Gone. Я только заметил, что Роджер подпевает Грэму. Песня еще не закончилась, а Ричи уже завел All Night Long, во второй части которой он играет потрясающее слайд-соло на мелодии Over The Rainbow. Грэм объявляет: “Это старая песня, думаю, что вы знаете слова лучше меня. Может быть, вы мне поможете?” Толпа затихает. Ричи играет соло со вставками классики. Аплодисменты. Он играет Greensleeves, но, в конце концов, это оказывается приятный сюрприз – Catch The Rainbow, лучшая песня в истории рок-музыки. Грэм заставил меня забыть, что ее когда-то пел Ронни Дио.
Кажется, Ричи наконец-то дошел до кондиции, он начал получать удовольствие от того, что делает. Через 45 минут после начала концерта Дон, не проявивший себя до этого, начинает заставку к Lost In Hollywood. Как и Ричи, он исполняет соло с классическими мотивами, к нему присоединяется Кози, вот теперь песня действительно начинается. Наверное, это замена старой доброй Still I'm Sad. Затем Ричи и Дон играют дуэтом девятую симфонию Бетховена.
Теперь очередь Кози. Тут без изменений, все та же увертюра 1812 года Чайковского. А вот световое шоу впечатляет настолько, что я только успеваю отскакивать, чтобы многочисленные дымовые шашки и фейерверки не летели в меня. После соло группа вспоминает о песне, которую играла, после Ричи играет соло Do You Close Your Eyes?
Группа на сцене уже 90 минут. Грэм говорит гуд-бай, прожектора гаснут, погружая во тьму 5 тысяч фанов. Конечно, всем хочется еще. 5000 берсерков орут: “Мы хотим еще!”
Группа возвращается. Man On The Silver Mountain перетекает в блюз. Грэм объявляет: “Следующая песня – специально для вас. Вы будете любить Rainbow завтра?” 5000 фанов: “Да-а-а-а!” Грэм: “Будете? Точно?” 5000 раз: “Да!”
И тут сюрприз, песня с сольного альбома Грэма, названного в честь себя любимого, под названием Will You Still Love Me Tomorrow? Это замечательная баллада с элементами блюза. И неплохой конец шоу, как я подумал.
Публика, похоже, не собирается отпускать Rainbow. Группа возвращается снова. Ричи уже заменил гитару на дешевую имитацию, на это заметно только если стоишь очень близко к сцене. Ричи начинает производить очень много шума, на который выбегают Дон, Кози и Роджер. Они начинают играть инструментальную версию Kill The King. Ричи берет бутылку пива и поливает фотографов, меня в том числе. Потом, держа бутылку в левой руке, играет соло. Время для хорошо известной вещи… Ричи подбрасывает гитару, по всякому над ней издевается, потом лезет на усилитель, чтобы мы все хорошо видели, как он ее крушит.
Дело сделано, Ричи возвращается на сцену с Fender'ом. Все еще недостаточно! На сцену выходит Грэм и мы получаем Long Live Rock’n’Roll! После того, как все пятеро уходят, выясняется, что народ хочет еще!
Ричи снова лезет на усилитель, и, мне кажется, сейчас он хочет уничтожить еще одну гитару. Блэкмор пытается забросить ее на прожектор, но ничего не получается, и гитара летит вниз. К счастью, роуди оказался достаточно быстр, чтобы ее поймать. Мы все орем: “Да здравствует Рок-н-ролл!”
Вот теперь концерт точно закончился, мы слышим Over The Rainbow. Я смотрю на часы и выясняю, что концерт длился больше двух часов”.
Но далеко не все шоу проходили так. Однажды с самого начала концерта Блэкмор решил доказать, что он охране не друг. У самой сцены стоял охранник и приглядывал за толпой. Но он стоял задом к Блэкмору, прямо перед ним. Человек в черном не потерпел такого неуважения и устроил вышибале душ из пива, а потом заявил, что эта обезьяна тут не для того, чтобы смотреть концерт, а посему ей лучше убраться. Впрочем, после выдворения охранника концерт пошел нормально, а вот когда Грэм стал представлять группу, Ричи дал знак покинуть сцену и представлять стало некого. Очередная шуточка.
Блэкмор бесчинствовал. Однажды после концерта к нему в раздевалку решил заглянуть Дэвид Кавердейл, но был немедленно вытолкан за дверь нетрезвым Ричи. На следующую ночь Ричи заказал 16 гитар, а через полчаса после того, как их доставили, он сокрушил все 16 в номере отеля. В Гренобле Ричи вдруг решил сыграть на бис Makin' Love, а Грэм забыл слова (и не в первый раз), о чем немедленно сообщил публике. Во время английских гастролей, 29 февраля, в Wembley Arena, Ричи отказался выходить на бис, в отличие от остальной группы. В итоге прямо на сцене вышла капитальная драка между Блэкмором и его группой. Отыграв 70 минут, они все-таки не вышли, огни в зале погасли, возвестив о том, что шоу не будет продолжаться. Фаны начали кидать на сцену стулья. В итоге было арестовано 10 человек, а ущерб, нанесенный залу, составил 10 000 фунтов стерлингов. Существует версия, что виновником Ричиного упрямства стал Иэн Гиллан, который должен был спеть с ними пару песен на бис, но так и не объявился. Ричи же говорит, что просто не был удовлетворен реакцией публики.
В мае состоялось очень успешное турне по Японии, после которого выяснилось, что группу покидает Кози Пауэлл. По свидетельствам его друга Грэма Боннета, не все было гладко у Кози с Ричи, они оба были очень сильными людьми, и рано или поздно должны были начать ссориться. Причем их личные конфликты развивались на фоне огромного взаимного уважения как музыкантов.
“Кози может быть столь же непредсказуемым, как и я. Но внутри он очень подавлен и глубоко несчастен. Бывает, мы с ним выходим из себя – тогда мы просто бегаем друг от друга! В последнее время мы ссорились по любому поводу. В том числе и по поводу завтрака! Кози ест как свинья. Мы платили за еду всей группой, и я отказался платить за гору конфет и чипсов, проглоченную им. Тогда он отказался платить за мой чеддер. Вы можете себе представить, мы ссорились даже из-за еды! А еще из-за Since You’ve Been Gone. Когда мы начали играть ее, Кози просто возненавидел эту песню. Думаю, он до сих пор ее ненавидит, – говорил Ричи. – Однажды это должно было случиться. Мы оба сильные люди, в этом вся проблема. Так что это не было для меня сюрпризом. Я вообще удивлен, что он так долго продержался, я думал, он уйдет намного раньше”.
В субботу, 16 августа 1980 состоялся последний концерт Rainbow с Кози Пауэллом за ударной установкой. Это было на фестивале Монстры Рока в замке Донингтон. На этом концерте, впервые c 1976 года был исполнен Stargazer, а под конец Ричи не только разбил гитару, но и поджег усилитель. А 17 августа Кози был уже вне игры.
Во время последнего концерта Rainbow за сценой стоял парень ростом метр семьдесят, с огромной копной черных кудрявых волос. Это был Бобби Рондинелли, новый драммер Rainbow, найденный Ричи в одном из клубов Лонг-Айленда.
Rainbow отправляется в Sweet Silence Studio, что в Копенгагене, чтобы заняться новым альбомом, а Грэм – в Лос-Анджерес – заниматься сольником. Тот даже не догадывался, что его дни в группе сочтены.
“Что это за вокалист хэви-группы, который вылезает на сцену в рубашке-гавайке и насвистывает мелодию, когда вся группа играет блюз? Что оказалось хуже всего – Грэм не хотел уходить из Rainbow, когда ему уже явно указывали на дверь. Мы уже пригласили в группу Джо Линн Тернера, а Грэм так и не понял, что получил отставку. Тогда я сказал ему: “Ты будешь петь дуэтом с Джо!” Вот только тогда он ушел от нас”, – откровенничал Ричи.
Действительно, Грэм приехал в Копенгаген через три недели только чтобы узнать о своем увольнении. К тому времени Блэкмор уже нашел другого вокалиста, но сначала он пытался сохранить Грэма, а сменщика позвал только для тех песен, которые Боннету не нравились.
“Ричи не был удовлетворен работой Грэма, но и не хотел остаться в студии без вокалиста. Он уже прокручивал в уме вариант по имени Джо, парня, который пел на его любимом One Night Stand. Это оттого, что голос Джо похож на Пола Роджерса. Но в тот момент мы не знали точно, присоединится он к нам, или нет, поэтому на всякий пожарный прихватили в Копенгаген Грэма”, – сказал Боб Рондинелли. Итак, Грэм Боннет получил отставку, а на его месте немедленно образовалась совершенно неизвестная личность – новым вокалистом Rainbow стал некто Джо Линн Тернер.
Made by Coda,
2007
serbor91@mail.ru